В погоне за прибылью отечественные производители пищевой продукции жертвуют качеством - в ход идут искусственные заменители, обеспечивающие любой вкус, запах и цвет. Чтобы усилить контроль в этой отрасли, необходимо усовершенствовать законодательство в области биотехнологий и безопасности продуктов.
Лосося подкрашивают, кур пичкают гормонами, молоко разбавляют водой, а молочный жир заменяют пальмовым маслом. Яблоки и картофель переполнены нитратами, виноград - пестицидами. Хотим мы того или нет, но уже никуда не денемся от интенсивных технологий откорма животных и выращивания растений. Человечество без химии уже не накормишь.
О том, какие опасности сегодня таят упаковки с едой, мы узнали от академика Национальной академии наук Украины и Украинской академии аграрных наук, ректора Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Дмитрия Мельничука.
- Какие приемы используют недобросовестные производители, чтобы заработать, сэкономив на качестве?
- Мне не хотелось бы комментировать эти приемы. Поверьте, их очень много. Возможно, до чего-то некоторые производители еще не додумались, так мы, не дай бог, их научим.
Лучше поговорим о том, как это отражается на здоровье украинцев. Вот, к примеру, отечественные переработчики извлекают жир из натурального коровьего молока и впихивают туда пальмовое масло. Наша пищеварительная система генетически к этому жиру не приспособлена. Особенно страдают дети, больные люди и старики. Может, я жестко скажу, но при таком питании нынешнее поколение не будет жить так же долго, как их бабушки и дедушки. Наша молодежь - это армия аллергиков.
Подобным образом поступают и с продуктами, которые продают под видом сливочного масла, сметаны. Смешивают различные жиры, кладут искусственные добавки, придающие запах и вкус натурального сливочного масла или сливок.
А колбаса? В некоторых сортах не более десяти процентов мяса, кладут даже свиные и говяжьи кожи, причем кожи разбивают до такой степени, что получается эмульсия. Остальное - соя, мука, крахмал, вода, соль, красители, ароматизаторы, усилители вкуса. При этом по названию отличить такие колбасы от натуральных невозможно. В одном из учебных хозяйств нашего университета мы запустили колбасный цех. Кинулись - нет специалистов-технологов, способных делать колбасу из натурального мяса! Из крахмала, муки, всякой требухи - это пожалуйста, потому что отвыкли от натуральных продуктов. Мы нашли советские ГОСТы 1977 года, по ним и производим.
- Почему так происходит?
- Я считаю это трагедией не только нашей страны. К сожалению, и у нас, и во многих других государствах экономика ориентирована так, что молочное и мясное скотоводство убыточно. Посмотрите, сколько в стране разрушенных ферм! Не хватает натурального молока и мяса, поэтому стали делать заменители. Если бы производство, переработка и продажа молока были в одних руках, никто коров не резал бы. Например, в Германии производители, переработчики и продавцы молочных продуктов объединены в ассоциации. Члены такой организации просчитывают общую прибыль и делят ее так, чтобы у всех была хорошая рентабельность. У нас по этому пути пошли птицеводы, потому они и процветают.
- На этикетках можно встретить пугающие слова "сульфит натрия", "эмульгатор", "подсластитель Е420" и тому подобное. Они опасны для здоровья?
- Химия, входящая в состав пищевых продуктов в определенных количествах, считается безопасной. Сегодня без нее уже не обойтись. Конечно, наличие в продуктах таких веществ, как тяжелые металлы, нитраты и нитриты, радиоактивные элементы, фенолы, диоксины, антибиотики, некоторые гормоны, всегда вредно, даже если они присутствуют в минимальных дозах.
Химия против голода
- Ввозят ли к нам мясо из запрещенных регионов? Ведь весь мир всколыхнула вспышка свиного гриппа.
- По поводу свиного гриппа больше разговоров. Конечно, при нынешней глобальной миграции продовольствия в страну может попасть что угодно. Но надо отдать должное Ветеринарной службе Украины - серьезных инфекций у нас пока не было. Специалисты этой службы способны обнаружить даже скрытое вирусоносительство и трансгенные конструкции, которыми народ напугали до предела. Другое дело, что параметров, по которым определяют качество товаров на границе, пока слишком мало.
- А что происходит с рыбой или куриным мясом? Насколько они безопасны, особенно "ножки Буша"?
- Проблемы есть и с рыбой, и с окорочками. Неприятностей сейчас можно ожидать от любого продукта. Окорочка обрабатывают такими консервантами, что после этого к ним ни одна муха не подлетает. В некоторых странах разрешено применение антибиотиков и гормонов для стимуляции роста и профилактики болезней у животных и рыбы. У нас эти препараты запрещены к использованию, но в Украину завозят премиксы - концентраты биологических добавок к кормам. Там часто присутствуют и антибиотики, и гормоны, которые никто сейчас не определяет и не регламентирует.
Рыба тоже болеет. Особенно много паразитарных инфекций, и некоторые из этих паразитов очень опасны для человека.
- А как проверяется качество овощей на рынках и в супермаркетах?
- Современные интенсивные технологии производства и переработки сельхозпродукции предполагают применение огромного числа химических препаратов, которые защищают от вредителей, стимулируют рост, ускоряют созревание. К примеру, пестицидов в мире уже несколько тысяч, попробуйте их все определить. К тому же за экспертизу нужно платить. В супермаркете вам покажут справку, что продукты нормальные. Однако многие овощи и фрукты - трансгенные, выращенные с использованием больших доз пестицидов. Лук, который растет в естественных условиях, невысокий, мощный. А буйная зелень, длинные тонкие перья означают, что в нем, как правило, полно нитратов. Конечно, ветеринарный контроль продукция проходит обязательно. То же мясо проверяют на паразитарные инфекции, лейкоз, туберкулез и так далее. Следят, чтобы в продуктах не было радионуклидов. Но выявить тяжелые металлы, нитраты, пестициды ветслужба районного масштаба в большинстве случаев пока не способна.
- Насколько актуальна для Украины проблема генетически модифицированных продуктов?
- Это джинн, который вырвался из бутылки, и обратно его уже не загнать. Нужно владеть этими технологиями, другое дело, как их использовать. Допустим, вот этот стол сделали бы из трансгенного дерева, которому ввели систему защиты от вирусов, вредителей или определенных бактерий. Или цветы различных расцветок на декоративных растениях получали бы при помощи комбинации генов. Кому от этого плохо? Но и здесь необходимо следить за влиянием таких растений на биологическое разнообразие природы.
Что касается пищевых продуктов, то ученые утверждают: в определенном количестве ГМО вреда не приносят. Но как определить предельно допустимую норму? Мы завозим огромное количество сои, соевого шрота, соевой муки, а ведь почти 90% этой культуры в мире генетически модифицировано. То есть, добавляя ее в колбасу, мы кормим свой народ генетически модифицированными продуктами. Украинское законодательство в этой сфере несовершенно. В стране должен работать закон о биотехнологиях, в котором было бы четко прописано, что можно, а что нельзя. Там, где есть малейшие сомнения, лучше воздержаться, продолжить исследования.
- С 1 июля вступило в силу постановление о маркировке пищевых продуктов, в которых содержатся генетически модифицированные организмы.
- Выдавать такие заключения будет непросто, поскольку в Украине есть всего несколько лабораторий, которые способны определить наличие ГМО. Недавно международный сертификат на проведение таких исследований получила Украинская лаборатория качества и безопасности продукции АПК, созданная при нашем университете. При этом качественных продуктов у нас немного. Если запретить добавлять в колбасу ту же сою, мы вместо этой проблемы получим другую: из-за дефицита мяса собственного производства в стране начнется голод. От интенсивных технологий уже никуда не деться. Но и цены на продукцию с ГМО должны быть значительно ниже, чем на натуральную.
Не запрещено, значит, можно
- Кто должен нести ответственность за безопасность продуктов питания?
- Контролировать качество и безопасность продуктов должно государство. Никто другой этого пока не сделает. Необходимо четко распределить обязанности между соответствующими министерствами и ведомствами, научными и учебными заведениями. И заниматься этим должны специалисты высокого уровня. Только при таких условиях можно что-то гарантировать. В советские времена в Одессе был научно-исследовательский институт, который занимался проблемами питания детей, стариков, больных. Он работал на весь СССР, определял качество сырья и продуктов и выдавал их производителям сертификаты. У института были свои заводы, экспериментальные хозяйства. За последние восемнадцать лет почти всё было уничтожено. Мы хотим возродить НИИ. К счастью, еще осталось несколько ученых, которые соображают в этом деле.
- Как государство контролирует качество продуктов? Какие санкции применяются к недобросовестным производителям?
- В Украине старую советскую систему контроля просто перенесли на нынешнюю систему производства. Но ведь прежняя система была адаптирована под крупные объединения, колхозы, и тогда она работала сравнительно хорошо. К тому же в советское время не было такого наплыва импортного продовольствия. Теперь большинство предприятий - частные, и проконтролировать каждого производителя, а тем более импортера, трудно. Когда будут приняты необходимые законы, прописаны санкции, штрафы, тогда и можно будет надеяться на порядок в этой сфере.
- Почему не принимаются законы против искусственных добавок, кто этому мешает?
- У нас есть люди, которые пытаются убедить государство, что и с нынешним законодательством можно неплохо жить. Многие из тех, кто должен принимать такие законы, сами являются владельцами какого-нибудь предприятия аграрного или химического бизнеса. И дела у них, как правило, идут очень успешно. Поэтому такие законы будут проходить очень трудно.
Необходимо на законодательном уровне совершенствовать систему качества и безопасности продуктов питания, которые ввозятся и вывозятся из Украины. Государство должно гарантировать их безопасность. И наши, и западные бизнесмены отлично знают, что может определить та или иная лаборатория, а что нет. К примеру, наши специалисты научились выявлять микотоксины в продукции, и рынок моментально отреагировал - товаров с их наличием стало гораздо меньше. Такие учреждения должны быть в каждом областном и районном центре, чтобы любой из нас мог туда обратиться.
Западные страны начали бить тревогу еще в 70-х годах прошлого столетия. В 80-х там была создана система лабораторий, проверяющих безопасность и качество продуктов, а в 90-х - разработаны стандарты по выращиванию растений и животных. У них жесткие законы, и контроль над качеством продуктов превосходный. Контролируется всё, начиная от состава почвы, воды, удобрений. Потом фермер строго по нормативам использует их в производственном цикле. Мы в этом вопросе сильно отстали. В Украине таких стандартов и технологических приемов, к сожалению, пока мало.
- Что же нас ждет в будущем?
- На Западе уже поняли: эксперименты над природой не проходят бесследно. В последние годы в Европе, Америке, Японии популярно органическое земледелие: выращиваются только природные сорта, причем в естественных условиях, без использования химических препаратов. Конечно, больших урожаев при таком способе не получить (как правило, они в два-три раза ниже), зато качество сельхозпродукции очень высокое. Поэтому и стоит она в три-четыре раза дороже той, что выращена с применением интенсивных технологий.
Наши аграрии тоже начинают потихоньку возвращаться к производству натуральных продуктов. Сейчас Министерство агрополитики разрабатывает законодательную базу, пересматривает стандарты качества и безопасности продуктов питания в соответствии с требованиями ВТО. Думаю, через два-три года - в конце переходного периода вступления в эту организацию - эти законы будут приняты. Компаниям, продукция которых не будет соответствовать новым требованиям, придется уйти с рынка.
Контролер наполовину
Сергей Мельничук умеет находить в продуктах вредные примеси. Но наказать никого не может.
Холл Лаборатории качества и безопасности продукции АПК блестит стерильной чистотой. За большим окном мерно гудят диковинные приборы, за работой которых зорко следят девушки в белых халатах. Это учреждение считается режимным объектом, поэтому попасть внутрь можно только по специальному электронному пропуску. "Доступ в лаборатории у нас строго ограничен, даже сотрудники не имеют права заходить во все помещения", - сообщила встретившая нас у входа заместитель директора Виктория Лоханская. Вместе с ней мы и отправились осматривать засекреченные комнаты. В одной из них стояли ничем не примечательные с виду аппараты.
"Именно это оборудование позволяет распознать даже сотые доли вредных веществ, поэтому и стоит каждый из таких приборов как хорошее авто", - рассказывает Лоханская. В следующей комнате на мониторах были изображены какие-то странные рисунки. Оказалось, что это лаборатория по изучению плесени, а непонятные картинки - многократно увеличенные электронными микроскопами молекулы.
Лаборатория качества и безопасности продукции АПК создана по распоряжению правительства на базе существовавшей два десятка лет научной лаборатории при Национальном аграрном университете. Ее строительство было завершено в 2007 году. Аналогов этому учреждению в стране нет, хотя есть организации, способные отследить более узкий спектр вредных веществ в еде. Так, наличие ГМО в продуктах у нас способны определить четыре-пять лабораторий, пестицидов - три-четыре организации. Причем далеко не всех пестицидов: следует обязательно выявлять только те, которые запретили использовать более 20 лет назад. А сейчас их тысячи и тысячи.
На реализацию этого проекта государство потратило 56 млн гривен. Ежегодное содержание учреждения обходится в пять миллионов. Часть средств поступает из госбюджета (затраты на лабораторию идут в нем отдельной строкой), часть выделяет Национальный аграрный университет. Однако этих денег для развития недостаточно, ведь оборудование, реактивы, научные методики нужно обновлять хотя бы каждые семь-восемь лет. Поэтому при учреждении создали спецфонд, куда поступают средства, которые лаборатория зарабатывает самостоятельно.
О том, как это удается, рассказал ее директор Сергей Мельничук: "Обратиться к нам может любой желающий. Однако основным нашим заказчиком является государство. Мы разработали диагностические системы и вакцину против птичьего гриппа и обеспечили ею все государственные службы, а также предложили более двадцати систем диагностики заболеваний животных и растений. К нашим услугам часто прибегают фермеры и экспортеры - благодаря единственному в Украине прибору мы проводим исследования на соответствие продукции АПК зарубежным стандартам".
Стоимость анализов в зависимости от сложности и количества проверяемых параметров колеблется от пяти гривен до полутора тысяч. В частности, проверка на наличие ГМО обойдется в 450 гривен. Учреждению также помогают зарубежные организации, с которыми оно заключает контракты на обучение, обменивается методиками.
"Подменить результаты исследований невозможно, поскольку в лаборатории несколько систем защиты данных. Все процессы у нас автоматизированы, данные неоднократно проверяются, так что ошибка в любом случае будет обнаружена. Никто из сотрудников не знает, кто заказчик исследования: всем образцам присваиваются номера", - поясняет Мельничук.
Однако полученная информация, по сути, никого ни к чему не обязывает. В нашей стране нет органа, профильной задачей которого был бы контроль качества продуктов питания. Частично эта функция возложена на Министерство здравоохранения, которое проверяет продукцию после переработки. За регистрацию пестицидов, их выявление в овощах и фруктах отвечает Министерство охраны окружающей природной среды. На рынках контроль осуществляют ветеринарная и санитарно-эпидемиологическая службы.
Сама Лаборатория качества и безопасности продукции АПК - скорее арбитражный орган. Она не может применять к недобросовестным производителям какие-либо санкции. К примеру, законодательством предусмотрено, что при обнаружении карантинного объекта ее сотрудники обязаны проинформировать карантинную инспекцию. Но если в продукции обнаружено повышенное содержание пестицидов, то никому, кроме заказчика, сообщать об этом не обязательно, поскольку нет соответствующего закона.
Чтобы лаборатория стала контролирующим органом, правительству необходимо принять соответствующее постановление, а также создать подобные "пункты проверки" как минимум в каждом областном центре.
Как ни парадоксально, производители должны быть заинтересованы в работе такой системы. Ведь в Евросоюзе и США стандарты качества продукции постоянно пересматриваются, законодательная база регулярно обновляется. Если не подтягивать к ним украинские стандарты и, главное, украинские товары, то вскоре отечественные компании потеряют многие зарубежные рынки сбыта, в том числе на благодатном рынке пищевой продукции.
Ирина Чухлеб
Комментарии
article you write. The sector hopes for more passionate writers such as you who
are not afraid to say how they believe. Always follow your heart.
Also visit my homepage - cellulite treatment cream